Утро-Ру: Киеву придется наступить на горло своей самостийной песне

2003-09-26 08:28

Пожалуй, еще ни одно "воссоединительное" начинание на постсоветском пространстве не вызывало столько скепсиса и критики, как подписанное недавно в Крыму соглашение России, Белоруссии, Украины и Казахстана о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), отмечает российское интернет-издание "Утро-Ру" в статье "Пространство с оговорками".
В частности, издание отмечает, что если с белорусским лидером можно как-то договориться, то с Украиной дела плохи: тут сильно влияние Запада (как ЕС, так и США), которое сочетается с ответным стремлением на Запад. Однако же и российское влияние не ослабевает (может быть, не столько политическое, сколько культурное, родственное). И вот Украина стремится сразу в две противоположные стороны: в Европу и к России. Создается впечатление, что в Киеве собрались ужасно нерешительные люди, которые не могут определиться в своих предпочтениях ("Что пить будете: спирт или самогон?" - "Ой, не знаю, все такое вкусное...").

Однако дело совсем не в официальном Киеве, а в самом украинском обществе, которое действительно разрывается на две части. Причем граница пролегает, скорее, не на местности, а в сознании. По одну ее сторону действует притяжение России - родной, близкой, но не шибко богатой и имеющей имперские амбиции (хотя, если разобраться, то они - если и есть - страшны не простому украинцу, а политическому истеблишменту страны). С другой стороны манит далекая, малознакомая, но богатая и "свободная" Европа. Манит, но пока не пускает, и не известно, когда пустит. При таком раскладе душевные метания неизбежны, как неизбежен и двусторонний нажим на политиков, которые выбирают векторы интеграции страны. Компромиссное решение - "в Европу вместе с ..." - замечательный лозунг, но невыполнимый, даже если на месте многоточия значится одна Россия: у Европы другие виды на Россию, как и у России - на Европу. Но если Украина увязнет в ЕЭП, то "вместе" будут еще и Белоруссия с Казахстаном, а там, гладишь, и остальные экс-республики подтянутся... Такая орава Европе и подавно не нужна, и Украина, понимая это, старается вырваться из братских объятий России и всей СНГшной компании.

Украину, с ее трубами и стратегически выгодным местонахождением, европейцы, безусловно, хотели бы иметь при себе (именно "при себе", а не "среди себя"). Поэтому накануне ялтинского саммита Европейская комиссия подробно проинструктировала президента Кучму о том, до какой степени Украине можно "влезать" в интеграцию на восточном направлении. Получилось, что не далее зоны свободной торговли - и официальный Киев уже неоднократно озвучил эту мысль. Никаких наднациональных таможенных союзов и гармонизации законодательства с партнерами по ЕЭП! А то вдруг завтра Европа призовет Украину, а та - несвободна?

Формальная "отмазка" у Киева тоже есть: Конституция Украины не позволяет стране участвовать в соглашениях, ей противоречащих, без изменения самой Конституции. В частности, Украине нельзя интегрироваться в наднациональную организацию, поскольку это ущемляет ее суверенитет. То есть, она, конечно, войдет в ЕЭП, но если там будут голосованием приниматься обязательные для всех решения, то она будет считать их для себя только рекомендательными.

"Украина опять сорвалась с крючка" - радуется "западное полушарие" украинского менталитета. Да, это так. Украина опять осталась, по сути, вне реальной интеграции со своими восточными соседями. Она решила, что ей дороже суверенитет и возможность "уйти в Европу", когда пустят. Но при этом почему-то не принято вспоминать, что вожделенный ЕС тоже построен на наднациональных началах - путем делегирования государствами части своих суверенных полномочий созданным органам. Конечно, ни о каком ущемлении суверенитета в ЕС не может быть и речи, поскольку государства добровольно ограничили себя во имя общих интересов. Но как же, позвольте, Украина со своим неприкосновенным суверенитетом собирается вступать в наднациональный Европейский союз? Там оговорки не помогут: либо ты "член кооператива" со всеми вытекающими обязательствами, либо наблюдатель, не имеющий права голоса. А что касается суверенитета, то в современном мире он неизбежно ограничивается: политическим влиянием более сильных игроков, международными организациями, да и просто каждым международным соглашением, заключенным с кем-либо. Очевидно, когда-то Киеву придется это понять и наступить на горло своей самостийной песне, умерив национальный эгоизм во имя общих с кем-либо интересов.